Безотметочное обучение в начальной школе - СШ 177
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Безотметочное обучение  в начальных классах

 

В  1-2 классах образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения.

Безотметочное обучение — это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. В процессе контрольно-оценочной деятельности используются развернутые оценочные суждения, характеризующие процесс обучения и отражающие количественный и качественный результаты процесса обучения (степень усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также уровень развития учащихся).

Цель безотметочного обучения— создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, формирование у них положительной мотивации к учению, становление адекватной самооценки учащихся, развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

В 3-4 классах на содержательно-оценочной основе (безотметочное обучение) осуществляется обучение  по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье». Обучение по всем остальным учебным предметам в 3 и 4  классах осуществляется с выставлением отметок в баллах.

Регулирует деятельность школы по организации безотметочного обучения в 1-2 классах по всем предметам, в 3-4 классах по отдельным предметам Инструктивно-методическое письмо МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования».

Отказ от использования отметок в 1-2 классах связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6–7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок не относит к своей деятельности, а воспринимает как поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя.

Отказ от использования отметок в процессе обучения учащихся 3 и 4 классов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» обусловлен необходимостью формирования внутренней мотивации учения, а также развития творческих способностей учащихся. Кроме того, целесообразность безотметочного обучения вызвана:

  • спецификой учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье»;
  • существенными различиями в уровне развития специальных способностей учащихся;
  • преобладанием коллективных видов деятельности в процессе обучения музыке;
  • множественностью видов деятельности научебных занятиях по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение».

Основные идеи безотметочного обучения:

  1. Безотметочное обучение означает обучение на содержательно-оценочной основе. Оценка оформляется в виде развернутых оценочных суждений.
  2. Оценке подвергаются процесс и результат учебно-трудовой деятельности учащихся и содержание деятельности педагога (методика обучения).
  3. Оценку осуществляет не только учитель, но и учащиеся. Необходимо оптимальное соотношение самооценки и взаимооценки учащимися и оценки учителем.
  4. Содержание оценочных суждений последовательно расширяется и углубляется.
  5. В процессе формирования способности учеников к оценочным суждениям осуществляется последовательный переход от внешней оценки учителя к самооценке учениками.
  6. Оценке должна подвергаться деятельность каждого ученика на каждом уроке.
  7. Процесс оценки должен быть понятен всем участникам образовательного процесса (педагогам, ученикам и родителям) и удовлетворять их потребности и ожидания.
  8. Оценка помимо мотивационно-стимулирующей, информационной и аналитической функций должна выполнять и прогностическую функцию, которая означает для учащихся «выработку» рекомендаций по самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, а для педагога – совершенствование методики обучения.
  9. Должны выполняться все основные требования к оценке:
  • объективность (независимость от настроения и отношения учителя к отдельным учащимся);
  • систематичность и регулярность (применение видов контроля предусмотренных образовательным стандартом и учебной программой: предварительного, поурочного, тематического, итогового);
  • оперативность (возможность оперативного «вмешательства» в процесс обучения, чтобы не допустить существенных отклонений от запланированного хода урока);
  • многоаспектность (оценке должны подвергаться не только формируемые знания, умения и навыки, но и качества, свойства личности, то есть степень достижения поставленных целей урока (изучения темы, раздела учебной программы, курса обучения в данном классе в целом). Оценка должна осуществляться в соответствии с требованиями образовательного стандарта, в котором указывается, что основными критериями оценки уровня учебно-трудовых достижений учащихся являются: технологическая грамотность (культура), технологическая и трудовая дисциплина (дисциплинированность), соблюдение требований безопасности, самостоятельность, творчество;
  • вариативность оценки означает как использование разных видов контроля, так и сочетание оценки учителем, самооценки и взаимооценки учащимися;
  • технологичность и инструментальность предполагают определение последовательности оценки процесса и результата учебно-трудовой деятельности участниками образовательного процесса и использование соответствующего методического инструментария, в качестве которого могут выступать тетради или листы самооценки и методические рекомендации по их использованию в учебном процессе.