Психолог рекомендует... - СШ 177
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная
ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА...

Психологи выявили два стиля поведения старшеклассников перед экзаменом:

  • Одни максимально мобилизуются, дочитывают разделы книги, припоминают вопросы — они готовы активно отстаивать свои права на хорошую отметку, т. е. проявляют качества, аналогичные спортивной злости, помогающей выиграть.
  • Другие суетливо листают учебник, не в состоянии на чем-либо сосредоточиться, слушают тех, кто уже сдал, и убеждают себя, что ничего не помнят, не знают — т.е. заранее предчувствуют поражение. Взяв экзаменационный билет, они не могут сразу прочитать вопросы. Если экзамен идет строго по схеме, то у них есть шанс сдать успешно, но дополнительные вопросы, или ощущение, что хотя бы один вопрос неизвестен, приводит к катастрофе — они забывают даже то, что знали.

Предполагалось, что представители второй группы более эмоциональны. Однако это не так. Причина высокой тревожности второй группы учащихся в том, что провал на экзамене они рассматривают как показатель жизненной несостоятельности, человеческой неполноценности. Экзамен воспринимается не как определенная проверка знаний, а как препятствие, не преодолев которое человек может лишиться самоуважения и уважения в глазах окружающих. Отсутствие веры в себя приводит к тому, что даже хорошая полученная отметка, объясняется «счастливым случаем», удачным билетом, а не результатом собственного труда.

А на практике …

Слово экзамен у большинства людей вызывает неприятное чувство. Однако любому человеку, чтобы получить образование, приходится сдавать сотни экзаменов и зачетов. Поэтому самое разумное – научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат, свести к минимуму вредные последствия и, может быть, даже получить удовольствие.

Для этого, ответь себе на 3 вопроса:

Что мне нужно от экзамена?

Только сдать, а потом забыть, или желательно усвоить материал прочно, надолго. Не существует совершенно бесполезных предметов, в каждом есть некая часть, которую следует знать и понимать любому образованному человеку.

Какой результат для меня желателен, и какой приемлем?

Понятно, что хорошо всегда получать высокие отметки. Но в одном случае «10» — единственно устраивающий результат (например, для поступления в ВУЗ), а в другом — приемлемая оценка может быть и ниже (например, невысокая отметка по химии для будущего музыканта). Это не значит, что надо стремиться сдать экзамен плохо, но чем доводить себя до нервного истощения, лучше снизить высокие требования к себе. Успокоившись, можно ответить намного лучше.

Как соотносится приемлемый результат и нынешнее состояние знаний по предмету?

От этого зависит объем предстоящей работы и планирование времени. Каждому из нас требуется разное количество времени на подготовку. Перед экзаменом почти все думают «начну готовиться заранее, без спешки». Но человек с нормальной памятью будет помнить около 70 % информации после прочтения материала. Через несколько часов ее останется менее 50 %, а через сутки в памяти сохранится лишь 20 % информации. Поэтому заранее нужно заниматься с целью понять материал, а как можно ближе к экзамену работать с материалом, который необходимо запомнить (заучить).

И еще несколько дружеских советов как вести себя во время тестирования.

1. Сосредоточься. Постарайся максимально сконцентрироваться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.

2. Торопись не спеша. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

3. Начни с легкого. Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься. Это позволит тебе успокоиться, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм.

4. Пропускай. Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тесте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Глупо недобрать баллы только потому, что ты не дошел до «своих» заданий.

5. Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

6. Думай только о текущем задании. Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в тесте, могут только помешать сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

7. Исключай. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

8. Запланируй два круга. Рассчитай время так, чтобы за две трети отведенного времени пройтись по всем легким заданиям — первый круг. Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными заданиями, которые тебе вначале пришлось пропустить