Районная школа молодого учителя-дефектолога - СШ 177
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Программы заседаний Районной творческой мастерской


ОКТЯБРЬ


 - 2019


НОЯБРЬ


 - 2019

1000х667 1000х667

ДЕКАБРЬ


 - 2019


ФЕВРАЛЬ


 - 2020


МАРТ


 - 2020


МАЙ


 - 2020




«Коррекция и контроль поведения учащихся с аутистическими нарушениями на учебных и коррекционных занятиях через использование интеллект-карт, мнемотехники, визуального расписания»

Не каждый ребенок, у которого диагностируют расстройство аутистического спектра, агрессивен, но приступы агрессии у них встречаются намного чаще, чем у здоровых детей.

В ходе исследований ученые пришли к выводу, что приступы агрессии связаны с основными симптомами расстройства аутистического спектра.

Обычно, агрессию вызывает нарушение распорядка дня, непонимание окружающей ситуации.

При правильном подходе, приступов гнева и агрессии можно избежать, наполнив жизнь ребёнка комфортом, вниманием и радостью.

Для организации эффективной и понятной для ребенка с РАС системы обучения необходимо использование визуальных материалов, что снижает уровень тревожности, влекущей за собой агрессию.

Такие дети испытывают сложности в понимании устной и письменной речи, что приводит к стрессу и как следствие стресса – агрессия.

Альтернативой для них выступает визуальная система коммуникаций, представляющая собой набор карточек с иллюстрациями, пиктограммами, фотографиями, обозначающими различные стороны жизни детей, в т.ч. расписание занятий, правила поведения и взаимодействия с учителями и другими учащимися.

Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего, помогает лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности.

Такая организация деятельности даёт возможность ребёнку легче переживать то, что было в прошлом и дождаться того, что будет в будущем.

Каждый учебный день начинается с того, что с приходом в класс, ребёнок подходит к своему расписанию и прикрепляет к нему карточки с названиями всех уроков этого учебного дня, не забывая о карточках перемен и завтрака.

В  начале урока оговаривается количество жетонов, которое нужно заработать, чтобы получить желаемое поощрение. Ребёнок сам делает выбор поощрения из предложенных вариантов.

В начале каждого урока к доске, при помощи магнитов прикрепляются пиктограммы или карточки тех видов заданий, которые предполагается выполнить на данном занятии.

Такие же пиктограммы или карточки (в уменьшенном размере) дублируются на рабочем столе ребёнка. Таким образом, на доске (и на парте) создаётся визуальный план урока.

По мере того, как выполняется запланированная программа урока, карточки переворачиваются или убираются. Как на доске, так и на столе ребёнка.

Эти карточки можно использовать при подведении итогов урока. Они помогают вспомнить, чем занимались на уроке.

Это даёт возможность ребёнку лучше рассчитывать свои силы. Создает ощущение стабильной, без неожиданностей, ситуации. Задаёт алгоритм деятельности на данный урок. Помогает планировать свою деятельность и выдерживать учебную и эмоциональную нагрузку. Что позволяет избежать переутомления  и вызванной им агрессии.

Когда на уроке создаются условия успешности всех учащихся, тогда нет места для агрессии.

Для облегчения запоминания стихотворений, хорошо использовать мнемосхемы и мнемотаблицы.

Прекрасно, если мнемотаблица – результат совместного творчества учителя и детей.

Когда дети сами придумывают какие картинки или символы заменят слова, тогда и стихотворение быстрее запомнится.

Прекрасной опорой для запоминания абстрактной информации выступают интеллект-карты

Использование интеллект-карт, мнемотехники, визуального расписания, помогает снизить уровень агрессии и сохранить спокойствие у детей с аутизмом.

Для них особенно полезны визуальные подсказки, которые позволяют лучше понять наши ожидания.

Только так можно достичь успеха.

учитель-дефектолог I квалификационнй категории Ленсу Ната Леонидовна


Тема: «Использование визуальной опоры, доска «Сейчас - потом» для коррекции и контроля на учебных занятиях»

Визуальная опора — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно коммуницировать с другим человеком.
В качестве визуальной опоры могут использоваться фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или письменные списки.

Визуальная опора для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) применяется по двум основным причинам. Она облегчает коммуникацию родителей со своим ребенком, и она облегчает коммуникацию ребенка с другими людьми.

Почему визуальная поддержка так важна?

Основные признаки РАС — трудности с социальным взаимодействием, проблемы с использованием речи, а также ограниченные интересы и повторяющееся поведение. Визуальная поддержка может помочь во всех трех областях.

Некоторые дети с РАС испытывают очень сильную тревожность и могут плохо себя вести, если привычный распорядок дня как-то меняется, или они оказываются в незнакомой ситуации. Визуальная поддержка помогает им понять, чего ожидать, что произойдет потом, и это уменьшает их тревожность. Визуальная поддержка помогает детям уделять внимание самым важным аспектам ситуации и справиться с переменами.

Доска «Сейчас-Потом»

 Что это такое?

Доска «Сейчас-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи.

Как этим пользоваться?

— Решите, какое задание ребенок должен выполнить сначала (это будет изображение под надписью «сначала»), и какое приятное занятие или награда ждет его сразу же после выполнения (картинка под надписью «потом»). То, что следует «потом» должно быть достаточно мотивирующим, только тогда есть высокая вероятность, что ребенок будет следовать вашей инструкции.

— Так как мой ученик достаточно функциональный он сразу же оценил ситуацию и понял как работает доска, на учебных занятиях я ставлю карточку в позицию сначала и оговариваю поощрение, которое ребенок хочет получить после окончания урока, при  условии, что ребенок работает на уроке хорошо, выполняет правильно задания. На учебных занятиях с учащимся рядом сидит воспитатель индивидуального сопровождения, которых постоянно напоминает инструкцию о доске и поощрении, которое его ждет. 

— Ученик сам должен выбрать то поощрение, которое мы ставим в ячейку потом ( достаточно трех карточек, больше не нужно, так как выбор для ребенка будет сложен).

— Для того, что бы ребенок ценил доску нужно всегда вовремя его поощрять, то есть держать слово. И точно так же держать слова и лишать поощрения если ребенок не выполнил вашу инструкцию, и вы получили не желательное поведение на уроке, либо отказ от работы на занятии. 

Что такое удаленное поощрение?

— Не многие могут позволить себе работать с данным видом поощрения, я попробовала и у нас получилось. Но в этом случае есть одна огромная проблема, вам нужно очень плотно сработаться с родителями ребенка. Так как данные поощрения должны будут реализовываться непосредственно родителем и обещание должен будет выполнить он.

Разные виды визуальной поддержки могут облегчить коммуникацию для вас и ребенка с РАС и помогут позитивно справляться с различными повседневными ситуациями в учебное время.

 Не буду говорить, что этот метод подходит не каждому ребенку с РАС, но с моим учеником это работало!

 Как это работает?

— Это поощрение захватывало весь день, такова была цель. С ребенком оговаривается, что если он будет усидчив, спокоен, будет хорошо работать и вести себя на учебных занятиях, то после уроков он пойдет туда, куда выберет, с мамой или отцом, ребенок выбирает поощрение ( опять же из трех вариантов) ставит его в ячейку потом и оно там находится целый учебный день, а уроки меняются, далее мы оговариваем с мамой, о том , что ребенок выбрал и она выполняет обещание и просьбу ребенка идя с ним туда куда он решил. ВАЖНО, обещание должно быть выполнено иначе поощрения перестанут работать.


Немного о детях с расстройством аутистического спектра (РАС).

Бывает так, что особенности детей с РАС не может заметить обычный человек, эти особенности видны только специалистам. Чаще всего, особенности данной категории детей можно заметить, когда мы начинаем с ними общаться.

Одними из самых распространённых особенностей – это отсутствие контакта глазами во время разговора. Ребёнок с РАС может даже не взглянуть на своего собеседника, ничего ему не отвечать, будто вообще его не замечает. Но бывает и абсолютно противоположная ситуация, когда ребёнок может сам заводить диалог на интересующие его темы, быть навязчивым, не замечая того, что его собеседник совершенно потерял интерес к разговору.

Еще одна особенность детей с РАС, они, как правило, не понимают скрытых мотивов поступков других людей, затруднено для них и понимание слов в переносном значении, иронии. Также, зачастую, у детей с РАС имеются и особенности речевого развития: может вообще отсутствовать речь, может быть затруднение в построении высказывания, речь бывает аграмматична, с особенностями интонации.

Интересная особенность некоторых детей с РАС – некоторые дети могут научится читать в довольно раннем возрасте и могут прочитать очень много литературы еще до того, как они пойдёт в школу. У подавляющего большинства детей с РАС интеллектуальное развитие происходит неравномерно. При обучении детей с РАС необходимо делать акцент на их сильные стороны. Сильными сторонами, чаще всего, являются хорошее зрительное восприятие и память, они очень внимательны к деталям, а также, у них очень хорошая механическая память. К слабым сторонам можно отнести такие особенности как: непонимание общего смысла прочитанного теста, затруднённый пересказ из-за трудностей построения высказывания, аграмматичной речи. Эти особенности мешают полноценно воспринимать учебный материал, например, ребёнок с РАС может без затруднения выполнять арифметические действия (решить примеры, уравнения), но вот решение задачи очень проблематично, так как понять смысл и условие задачи детям с РАС крайне тяжело. Для этого и опираются на сильные стороны, например, постоянно используют зрительное подкрепление.

Многие дети с РАС не могут переносить яркий свет или громкие звуки, резкие запахи, иногда, даже прикосновение может стать сильнейшим раздражителем – все эти проявления являются особенностями развития сенсорной сферы. То, что нам в повседневной не приносит никакого дискомфорта для детей с РАС может быть сильнейшим раздражителем. Иногда, воздействия таких раздражителей на сенсорную сферу ребёнка и вызывают нежелательное поведение, так как они причиняют ему сильнейший дискомфорт. Чтобы как-то успокоить себя, дети с РАС могут кричать, махать руками, прыгать на месте и т.п. (стимуляция).

Странности в поведении ребенка с РАС могут получить объяснение специалиста, и с помощью практических занятий с ребенком и его родителями такое поведение может быть изменено.

Каждый свой урок я начинаю с актуализации правил поведения на уроке. Этот приём, в моём случае, очень эффективен. Данный хорошо подходит для всех детей, но для ребёнка с РАС эти правила имеют какое-то особенное значение (данные выводы сделаны из собственного опыта работы и могут не подойти другому ребёнку с РАС, поэтому стоит подбирать методы и приёмы коррекции нежелательного поведения опираясь на индивидуальные особенности ребёнка). Каждый из детей называет по одному правилу (правила размещены на доске). Все учащиеся знают эти правила, стараются их не нарушать. Ситуация с ребёнком с РАС немного иная, он, иногда и не замечает, что нарушено одно из правил поведения на уроке. Когда такое случается, мы просто возвращаемся к правилам, ещё раз читаем то правило, которое было нарушено и это помогает.

На уроках математики раньше я не использовала никаких дополнительных средств, мы также повторяли правила. Но я стала замечать, что, когда учащаяся выполняет какие-либо арифметические действия, она обращается к линейке (считает по линейке). В первое время, хватало и линейки, но, когда пошли большие числа, линейки стало мало. Ребёнок сразу попадал в стрессовую ситуацию, не зная, как выполнить арифметическое действие. Учащаяся начинала громко говорить на весь класс «Маловато будет» и другие фразы. Это отвлекало, а иногда, даже пугало других учащихся, так как фразы были громкими и неожиданными. Поэтому, перед каждым уроком математики я кладу на парту числовой ряд и таблицу умножения, к которым, при необходимости, обращается учащаяся. Кажется, ничего такого, но это помогло ребёнку с РАС не отвлекаться от задания из-за того, что у него нет возможности выполнить его, а также прекратились громкие выкрики посреди урока. Бывали случаи, когда учащаяся очень быстро справлялась с арифметическими действиями (она очень хорошо решает примеры, уравнения – главное, усвоить алгоритм выполнения) и после этого она начинала отвлекаться, что-то говорить, тем самым отвлекая и остальных учащихся. В данном случае, мы стали подготавливать дополнительные примеры, задания. Дополнительные задания предлагаются ребёнку, если он быстрее остальных справился с основным заданием. Дополнительное задание помогает ребёнку с РАС не отвлекаться от учебного процесса и прекрасно помогает в борьбе с нежелательным поведением.

Подводя итог, хочется ещё раз отметить, что все дети с РАС разные, особенные. У каждого свои индивидуальные особенности, потребности, опираясь на которые и необходимо подбирать методы и приёмы для коррекции нежелательного поведения.





План

проведения заседания

районной творческой мастерской «Ступени роста»

для начинающих учителей-дефектологов

классов интегрированного обучения и воспитания

учреждений общего среднего образования Первомайского района

 

Тема: Коррекция дисграфии у учащихся с трудностями в обучении

Цель – повышение уровня профессионального мастерства учителей-дефектологов для достижения оптимальных результатов на учебных занятиях по коррекции дисграфии у детей с трудностями в обучении Задачи:

познакомить начинающих учителей-дефектологов с понятием и видами дисграфии;

представить образцы эффективного опыта учителей-дефектологов по оказанию коррекционно-педагогической помощи по профилактике и устранению дисграфии при помощи различных методов и приемов;

провести тренинг по использованию игровых приемов и упражнений по устранению дисграфии у учащихся с трудностями в обучении.

Дата и время проведения: 19.03.2020, 14.00

Место проведения: государственное учреждение образования «Средняя школа №177 г.Минска»

Состав участников: начинающие учителя-дефектологи классов интегрированного обучения и воспитания

Форма проведения: семинар-практикум

Методическое обеспечение: мультимедийные презентации к выступлениям педагогов, материалы из опыта работы учителей-дефектологов

Координатор: Никитенко Л.Н., методист управления координации методической работы государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»

Ход заседания

1. О выполнении решений заседания районной творческой мастерской (Протокол №4 от 06.02.2020).

2. Коррекция дисграфии у учащихся с трудностями в обучении.

2.1. Понятие и виды дисграфии.

2.2. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся с трудностями в обучении.

2.3. Использование программы SMART Notebook при составлении заданий для устранения смешанной формы дисграфии у учащихся с трудностями в обучении.

2.4. Нестандартные подходы и игровые приемы в преодолении нарушений письма у учащихся с трудностями в обучении (работа в малых группах).

3. Выработка рекомендаций. Подведение итогов. Рефлексия.

Список литературы

1.  Бурина, Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1-5) классы: Традиционные подходы и нестандартные приемы / Е.Д. Бурина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 192 с. – (Мастер-класс логопеда).

2. Долгова, О.И., Зиборова, Е.В. Пиши правильно! Учебно-методическое пособие по формированию учебных навыков и орфографической грамотности у учащихся младших классов. – М.: В. Секачев, 2017. – 64 с.

  1. Кривовязова, Н.Д. Обучение русскому, белорусскому языкам и литературному чтению детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб. Пособие / Н.Д. Кривовязова. – Минск: Зорны Верасок, 2018. – 208с. – (Коррекционная педагогика).

4. Оглоблина, И.Ю. Пишем без ошибок: Рабочая тетрадь для исправления нарушений письменной речи. 2-4 классы: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / И.Ю. Оглоблина. - Мозырь: Белый ветер, 2014. – 55 с.

 Руководитель районной творческой мастерской                                                О.В.Сидоренко